ДМШ №1
Орловская детская музыкальная школа №1 им. В.С. Калинникова  

Главная Сведения об образовательной организации Отделения Деятельность школы Приём в школу Новости, объявления, расписание Фото и видео Часто задаваемые вопросы Контакт

Орловская детская музыкальная школа №1 им. В. С. Калинникова – старейшее музыкальное учебное заведение страны. Школа является преемницей музыкальных классов, открытых при Орловском отделении Русского музыкального общества в сентябре 1877 года. В 2017 году школа отметила свое 140-летие.

В числе первых преподавателей музыкальных классов были музыканты, окончившие Московскую и Петербургскую консерватории с дипломами «свободных художников»: А.Ф. Арендс, А.И. Галли, Н.Н. Кедрин, А.Ф. Морозов, чешские музыканты Ф. Зика, Я. Боучек и др. Активная профессиональная деятельность этих замечательных людей позволила заложить прочный фундамент для развития музыкального образования на Орловщине.

Благодаря усилиям нескольких поколений педагогов-музыкантов школа сегодня является одним из центров художественного образования и эстетического воспитания детей на Орловщине. Многолетняя успешная педагогическая практика сложилась в крепкие традиции, которые сохранялись и совершенствовались целенаправленной деятельностью руководителей учреждения.

Большой вклад в развитие школы внес Борис Дмитриевич Гладков – талантливый педагог, потомственный музыкант из орловской династии баянистов, бывший директором с 1955 по 1983 годы. По инициативе Б.Д. Гладкова в 1965 году школе было присвоено имя выдающегося земляка, известного русского композитора Василия Сергеевича Калинникова. Светлая, пленительная и вдохновенная музыка В.С. Калинникова, высокая культура его личности, преданность искусству надолго стали ценностными ориентирами в работе всего педагогического коллектива. В 1966 году при непосредственном участии преподавателя-исследователя Е.А. Кубарева в школе был открыт единственный в России музей В.С. Калинникова.

С 1992 по 2009 годы школу возглавляла заслуженный работник культуры РФ Людмила Александровна Кочергина. В её лице, ученицы Б.Д. Гладкова по классу музыкального инструмента, осуществлялась преемственность лучших традиций классического музыкального образования. За годы своей работы Л.А. Кочергина сумела создать в школе условия, способствующие расцвету творческого потенциала коллектива.

С января 2010 года школой руководит Александр Сергеевич Козлов – музыкант, обладающий бесспорным талантом, безукоризненным мастерством и высокой исполнительской культурой. Почти 20 лет А.С. Козлов является художественным руководителем муниципального трио баянистов «Гармония» – коллектива, лауреата международных конкурсов, хорошо известного не только в России, но и далеко за её пределами. Занимая пост директора в течение 8 лет, А.С. Козлов проявил себя как авторитетный руководитель, сплотивший вокруг себя талантливых единомышленников. Благодаря его профессионализму и активной административной деятельности школа уверенно сохраняет позиции ведущего учебного заведения города.

В настоящее время музыкальное образование в школе около 700 учащихся в возрасте от 4 до 20 лет. Обучение ведётся по предпрофессиональным программам «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты», «Хоровое пение» и по общеразвивающим программам «Раннее эстетическое развитие», «Основы музыкальной культуры», «Основы инструментального (вокального) исполнительства».


Учебно-воспитательный процесс тщательно организован администрацией учреждения в лице директора Александра Сергеевича Козлова и его заместителей: О.В. Пученковой, Р.Н. Лаушкиной, Ю.В. Кузовковой, Т.А.Пожидаевой. Преподаватели и концертмейстеры школы образуют крепкое профессиональное звено. Из 68 человек педагогического состава 64 работника имеют высшую и первую квалификационные категории. Выполняя важнейшие методические и организационные функции, в школе успешно работают 7 отделений:

«Фортепиано»,
«Народные инструменты»,
«Духовые и ударные инструменты»,
«Струнные инструменты»,
«Вокально-хоровое пение»,
«Платные образовательные услуги»,
Отделение музыкально-теоретических предметов.


Педагогический коллектив школы обладает огромным профессиональным опытом, стабильностью и творческими идеями. Об эффективности деятельности педагогов свидетельствует большое количество выпускников, продолживших свое музыкальное образование в учебных заведениях искусства и культуры. Лучшие из воспитанников школы успешно обучаются в городах Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Среди них Максим Козлов, Елисей Шкапцов, Лада Воскресенская, Анна Родина, Александра Крыловская. Сегодня музыкальная школа №1 им. В.С. Калинникова – это современное образовательное учреждение, имеющее своё неповторимое лицо, многолетние традиции, являющееся культурным центром города.

В 2006 году школа вошла в число победителей конкурса на право участия в издательском проекте «Детские школы искусств – достояние Российского государства». В 2017 году школа стала победителем Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств». Новыми и перспективными направлениями развития школы являются: выявление и поддержка детей, способных заниматься музыкально-творческой деятельностью, создание условий для развития музыкальной культуры и духовности у подрастающего поколения, реализация программ поддержки одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, организация проектов, пропагандирующих личность и творчество В.С. Калинникова, творческое взаимодействие с учреждениями культуры и образования.


«Главная наша задача – сохранение классических традиций, которые 140 лет назад были заложены в Орле благодаря лучшим выпуск-никам консерваторий Москвы и Санкт-Петербурга… Я убеждён, что обучение в музыкальной школе не должно носить только развивающий, развлекательный характер – школа должна быть первой ступенью профессионального музыкального образования, которое потом дети продолжат в музыкальном колледже, консерватории».

Александр Сергеевич Козлов,
директор Орловской музыкальной школы № 1 им. В.С. Калинникова
(из интервью газете «Орловская правда»).

Музыкальная школа №1 им В. С. Калинникова расположена в культурно-историческом центре города, в районе со сложившейся инфраструктурой. Близость значимых культурных объектов (театров, музеев, библиотек, Областной филармонии, Орловского государственного университета) положительным образом влияет на атмосферу жизни в стенах школы. Со многими из перечисленных учреждений ведётся многолетнее сотрудничество в сфере эстетического и художественного воспитания широких слоёв населения города.


Многие культурно-досуговые мероприятия, планируемые школой, организуются и проводятся в рамках совместных просветительских проектов с Государственным литературным музеем И. С. Тургенева, Детской библиотекой им. И. А. Крылова, Областной библиотекой им. И. А. Бунина, Музеем писателей-орловцев, Музеем Н. А. Лескова, администрацией Заводского района г. Орла и др. учреждениями культуры и образования.

Орловский край – край выдающихся литераторов, родина уникальных в своём роде композиторов Василия и Виктора Калиниковых, обитель творческого вдохновения многих других деятелей отечественной культуры. Планируя работу на каждый предстоящий учебный год, школа обязательно продумывает конкретные мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти о замечательных выходцах земли орловской.

Огромная работа в воспитании и развитии творческой личности проводится в детских творческих коллективах школы - в ансамбле скрипачей старших классов «Аллегро» (рук. Л. Л. Седойкина, конц. А. С. Колесникова),в ансамбле аккордеонистов «Экспромт» (рук. Л. Л. Кушнир), детских вокальных ансамблях «Семицветик», «Новый день», (рук. И. К. Хрисаниди), в ансамбле трубачей (рук. В. В. Митусов, конц. Т.А. Долгова), в оркестре баянов и аккордеонов, трио баянистов (рук. В. И. Борзенков), в оркестре русских народных инструментов (рук. М. И. Максимова), в хоре младших классов (рук. И.К. Хрисаниди), в хоре старших классов (рук. Е.В. Шевченко), ансамбле флейтистов (рук. Г.Н. Иванова), в духовом оркестре (рук. Э.О.Ивушкин) и многих других.


Анализ успешности реализации предлагаемых школой образовательных программ и их компонентов заставляет учреждение придерживаться в настоящий момент налаженных направлений обучения, хорошо обеспеченных кадрами и материально-техническими составляющими, адаптируя специфику этих направлений к условиям и запросам настоящего времени. С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса внедряются инновационные формы и технологии ведения образовательной деятельности.

Но многие методики музыкального обучения, применяемые в школе, ¬ достаточно консервативны. Исполнительское ремесло, которым надо овладеть ученику, чтобы стать музыкантом-творцом, - область довольно скучная, если её не наполнить притягательными для ребёнка образами, знакомыми жизненными атрибутами, сказочными героями. Яркость, доступность, увлекательность изложения учебного материала – половина успеха на пути к его усвоению! И этот успех зависит от профессионализма и личностных качеств педагога.

Существующая в школе система планирования и ведения на разных уровнях (от индивидуального до областного) методической работы, а также работы по повышению квалификации работников, успешно обеспечивает качественный рост профессиональных знаний и умений членов педагогического коллектива.

Администрация учреждения со своей стороны использует все свои резервы для финансовой и моральной поддержки лучших преподавателей и учащихся. С 2001 года в школе учреждена стипендия «Надежда школы».

Наряду с большой работой по совершенствованию образовательной деятельности, в школе многое делается для развития и укрепления материально-технической базы.

Внутреннее пространство школы постоянно обновляется в соответствии с требованиями современного дизайна. Это положительно влияет на атмосферу, царящую в учебном заведении. Дети и родители с удовольствием приходят в школу, отмечая её уют и привлекательное эстетическое оформление.

«Для меня это одно из уникальных детских музыкальных учреждений в России, и не только потому, что оно старейшее. Переступая порог этого храма, ребёнок с первых шагов попадает в обстановку добра, любви к прекрасному, созидания! А какая огромная музыкально-просветительская работа проводится школой ежегодно! Всё это, плюс географическое положение - центральная часть города, уютный скверик с памятником В. С. Калинникову - даёт основание считать ДМШ №1 оазисом духовной культуры русской провинции».

Л. И. Кусова,
Заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель Орловского музыкального колледжа.